Министерство здравоохранения российской федерации

Кировская государственная медицинская академия

 

 

Кафедра патофизиологии

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия по патофизиологии

для студентов 3 курса

лечебного и педиатрического факультетов

 

 

 

ТЕМА: патофизиология сердечно-сосудистой системы.

ЦЕЛЬ: уметь проводить анализ ситуаций, связанных с патологией сердечно-сосудистой системы, освоить практические навыки определения, оценки ЭКГ и КИГ.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

1. Тестовый контроль исходного уровня подготовки.

2. Собеседование и дискуссия по вопросам:

1.Анализ вариабельности сердечного ритма как метод оценки состояния механизмов регуляции физиологических функций. Научно-теоретические основы метода. Основные этапы анализа ВСР.

2 Получение КИГ. Представление о динамических рядах кардиоинтервалов. Характеристика методов анализа ВСР (визуальный и математические).

3. Математические методы анализа ВСР:

а) исследование общей вариабельности -статистические методы или временной анализ.

б) геометрические методы - вариационная пульсометрия( исследование общей вариабельности.)

в) спектральные методы- исследование периодических составляющих ВСР (частотный анализ)

4. Основные показатели ВСР ( числовые значения), их характеристика.

5. Оценка показателией ВСР, полученных в ходе анализа.

 

3. Выполнение обучающих заданий.

 

Задание 1. Патофизиологический анализ результатов экспериментов.

 

Опыт.№1. анализ вариабильности сердечного ритма (ВСР) в состоянии покоя.

Цель: освоить методику регистрации ЭКГ у человека и получения кардиоинтервалограммы на компьютере, провести оценку вариабильности сердечного ритма статистическим методом, методом вариационной пульсометрии и методом спектрального анализа.

Методика проведения: испытуемый ложится на кушетку, помощники накладывают на его конечности 4 электрода от электрокардиографа, предварительно подложив под них смоченные в физрастворе марлевые салфетки. Должна быть проведена 10-15 мин. адаптация к новым условиям. Снимают пробную ЭКГ, убеждаясь в правильности постановки электродов и в наличии правильного синусового ритма. Лучше всего использовать II стандартное отведение. Затем снимается фоновая ЭКГ с выводом на компьютер с длиной записи около 100 кардиоинтервалов (приблизительно 1,5 минуты). Во время записи ЭКГ испытуемый должен расслабиться, закрыть глаза, дыхание должно быть ровным, руки лучше всего опустить, чтобы не возникало мышечного напряжения.

Полученные с помощью компьютерной программы кардиоинтервалограмму, гистограмму и спектрограмму оценивают визуально, а основные показатели временного и спектрального анализа ВСР регистрируют и заносят в таблицу. Проводят оценку полученных данных и делают вывод о состоянии вегетативной нервной системы, влиянии автономного и центрального контуров регуляции и адаптационных возможностях испытуемого.

 

 

Результаты:

Исследование проводилось в положении  лежа. Зарегистрировано комплексов QRS_______.

 

Ритм:_______________________________ ЧСС:_______________

 

Показатели временного анализа                                         Показатели спектрального анализа

 

Параметр

Нормальные значения

У больного

Параметр

Нормальные значения

У больного

R-R min (мс)

700

 

ТР (мс2)

3466±1018

 

R-R max (мc)

900

 

VLF (мс2)

 

 

RRNN (М) (мc)

800±56

 

LF (мс2)

1170±416

 

SDNN (СКО) (мc)

127±35

 

HF (мс2)

975±203

 

RMSSD (мc)

64±5,34

 

LF norm, nu

54±4

 

PNN50 (%)

27±12

 

HF norm, nu

29±3

 

CV (%)

5-7

 

LF/HF

1.5-2.0

 

Амо (%)

43±0,9

 

Структура спектра

ВПР

4-6

 

%VLF

15-35

 

ИН

80-150

 

%LF

15-40

 

 

 

 

%HF

15-25

 

 

Выводы:

 

 

 

 

 

 

 

Опыт №2. Исследование вегетативной реактивности при проведении пробы с глубоким дыханием

Цель работы: по показателям ритмограммы исследовать и оценить вегетативную реактивность организма при проведении пробы с глубоким дыханием.

Методика проведения: для определения вегетативной реактивности проводят различные функциональные пробы. Проба с глубоким дыханием позволяет определить отношение максимально удлиненного интервала R-R во время выдоха к максимально укороченному интервалу во время вдоха. Этот показатель позволяет оценить вагусную реактивность.

При проведении пробы с глубоким дыханием (6 дыхательных движений в минуту) провести описанное в первой работе снятие ЭКГ, построение ритмограммы, гистограммы и спектрограммы  Данные математического анализа занести в таблицу, сделать соответствующие выводы. Сравнить соотношение мощностей дыхательных волн, MBI, MBII в покое и при  проведении нагрузочного теста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты:

 

Исследование проводилось в положении лежа. Зарегистрировано комплексов QRS_______.

Ритм_______________________________ ЧСС:_______________

 

Показатели временного анализа                             Показатели спектрального анализа

Параметр

Нормальные значения

У больного

Параметр

Нормальные значения

У больного

R-R min (мс)

700

 

ТР (мс2)

3466±1018

 

R-R max (мc)

900

 

VLF (мс2)

 

 

RRNN (М) (мc)

800±56

 

LF (мс2)

1170±416

 

SDNN (СКО) (мc)

127±35

 

HF (мс2)

975±203

 

RMSSD (мc)

64±5,34

 

LF norm, nu

54±4

 

PNN50 (%)

27±12

 

HF norm, nu

29±3

 

CV (%)

5-7

 

LF/HF

1.5-2.0

 

Амо (%)

43±0,9

 

Структура спектра

ВПР

4-6

 

%VLF

15-35

 

ИН

80-150

 

%LF

15-40

 

 

 

 

%HF

15-25

 

 

Вывод:

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Адо А.Д. "Патологическая физиология", 2001г., стр. 398-426.

2 Адо А.Д., Новицкий В.В. "Патологическая физиология", 1994 г., стр. 294-317.

3.Лекции, методические разработки.

Hosted by uCoz